Педагогическая деятельность многогранна, сложна, трудоемка. В труде преподавателя нет неизменных элементов: постоянно развивается область знаний, основы которой преподает педагог, меняется контингент учащихся, обогащается педагогическая наука. Все это требует постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения, эффективных путей сотрудничества с учащимися в процессе обучения. Составной частью совершенствования педагогического мастерства преподавателя является его научно-методическая работа, которая предполагает анализ, систематизацию и обобщение накопленного опыта.

Методическая работа - это одна из обязанностей преподавателя среднего специального учебного заведения и направлена на разработку и совершенствование методики преподавания специальной дисциплины. Ее результатом является создание комплексов задач и заданий по предмету, дидактических материалов, учебно-наглядных пособий, используемых на учебных занятиях.

Результаты методической работы находят отражение в докладах и выступлениях на заседаниях предметных (цикловых) комиссий, педагогических советов, на научно-методических конференциях, педагогических чтениях, в периодической печати, в методических разработках, которые используются в работе другими преподавателями колледжа.

Методическая работа организуется в рамках трех цикловых комиссий. Важным моментом ее организации является выбор содержания, направленного на последовательное создание методики преподавания конкретного учебного предмета, оснащение учебного процесса необходимым комплектом дидактических материалов и учебно-наглядных пособий. От актуальности и перспективности выбранного содержания зависят интерес к ней и ее эффективность.

Методические поиски преподавателя охватывают широкий круг проблем:

  • анализ профессиональной деятельности специалистов (по конкретной специальности);
  • выявление основных трудовых функций и профессиональных умений, необходимых для их выполнения (разработка модели деятельности специалиста);
  • моделирование профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе (разработка модели профессиональной подготовки специалиста);
  • внесение коррективов в учебные программы;
  • отражение в содержании обучения прогнозов развития отрасли, науки и производства (применительно к конкретной специальности);
  • совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности учащихся (формы и методы проблемного обучения);
  • совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие познавательной активности и самостоятельности (формы и методы самостоятельной работы учащихся);
  • совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыками (формы и методы практического обучения);
  • индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы, обучение по индивидуальным учебным планам);
  • разработка дидактических материалов (обучающих программ для программированного обучения, комплексов задач, заданий и упражнений, деловых игр, описаний производственных ситуаций для анализа) и других средств обучения.

Здесь названы только некоторые актуальные направления методической работы. Естественно, что каждое такое направление не под силу одному преподавателю; обычно предметно-цикловая комиссия берет одно такое направление, конкретизируя его и определяя, таким образом, вклад каждого преподавателя в эту работу. Иногда тема разрабатывается не один год; это дает возможность преподавателю неоднократно опробовать разрабатываемые содержание, форму или метод обучения в практической работе, оценить и усовершенствовать их. Выбор конкретной темы зависит от педагогического опыта преподавателя. Опытный педагог может проанализировать и обобщить свою работу и работу коллег; он самостоятельно разрабатывает новые методы обучения, применяя свой творческий потенциал.

Большой интерес представляют методические разработки, в которых описываются результаты изучения опыта отдельных мастеров педагогического дела. Начинающему преподавателю целесообразнее рекомендовать разработку отдельных тем курса: углубленная работа над темой дает возможность молодому преподавателю основательнее изучить содержание курса, продумать разные варианты проведения учебных занятий по теме, различные формы заданий. При методической разработке отдельных тем курса обычно указывают, почему предложенное распределение часов внутри темы наиболее целесообразно, какие и каким образом могут быть осуществлены межпредметные связи, какая литература должна быть использована при подготовке содержания. Разработка может включать тезисы излагаемого материала, возможные вопросы для активизации познавательной деятельности студентов, перечень используемых наглядных пособий и технических средств, методику их применения. В методической разработке следует также предусмотреть методы проверки знаний, самостоятельные и творческие работы, содержание и методику проведения практических занятий, содержание домашних заданий. Разрабатывая методику изучения темы, преподаватель должен предусмотреть разные варианты уроков, дифференцированное обучение учащихся в группах дневного и вечернего (заочного) обучения, связь изучаемой темы с производственной практикой.

Накопление в педагогическом (методическом) кабинете колледжа разработанных тем уроков облегчает календарно-тематическое планирование, помогает в подготовке к учебным занятиям. Однако следует иметь в виду, что методические разработки через несколько лет устаревают и нуждаются в обновлении в связи с выходом новой специальной и педагогической литературы.

Более сложными являются методические разработки, ставящие своей целью обобщение накопленного опыта по какой-то отдельной проблеме организации учебно-воспитательного процесса. Они требуют осмысления и анализа всего учебно-воспитательного процесса, правильной его оценки. В ходе работы изучаются специальная литература, опыт работы коллег, анализируется собственный опыт, ставится педагогический эксперимент.

Методическая работа с элементами исследования - это следующий, более сложный этап в творческой работе преподавателя, требующий владения методами исследования, изучения литературы по исследованию педагогической деятельности.

Для того чтобы методическая разработка не осталась достоянием лишь автора, необходимо организовать ее рецензирование. Рецензенты - преподаватели того же колледжа дают рекомендацию: кто должен ознакомиться с ней и использовать ее в работе, какая требуется доработка и в каком направлении следует вести дальнейший анализ и обобщение опыта преподавателей по данной проблеме. 

Отдельного внимания заслуживает  тема самообразование преподавателя как необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Профессиональное развитие и становление педагога невозможно без грамотно построенного самообразовательного процесса. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Преподаватель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.

На заседании цикловой комиссии была разработана форма плана самообразования.  На основании выбранной темы преподаватель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы,
  • цели,
  • задачи,
  • •   предполагаемый результат,
  • этапы работы,
  • сроки выполнения каждого этапа,
  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой,
  • способы демонстрации результата    проделанной работы,
  • форма отчета по проделанной работе. 

Тема по самообразованию подразумевает поэтапность в работе. Первое - это планирование самообразования на три-пять лет. В плане должны быть отражены этапы по годам, аналитическая работа, презентации наработанного материала на МО, семинарах, конференциях, в печатных изданиях по предмету, результативность.

По окончании работы над темой каждый преподаватель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других преподавателей.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования преподавателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования преподавателя на некотором этапе? Для планирования ожидаемого результата предлагаем следующие способы самореализации преподавателя:

  • Выступления на методических семинарах, педагогических чтениях.
  • Прохождение курсов по теме.
  • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.
  • Разработка и издание методических пособий, статей и т.д.
  • Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  • Комплект дидактики по предмету  (самостоятельные, практические и контрольные работы).
  • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету).
  • Создание главы или страницы электронного учебника.
  • Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  • Создание сборника предметных кроссвордов.
  • Разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).
  • Разработка пакета олимпиадного материала.
  • Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
  • Пакет административной документации классного руководителя.
  • Пакет административной документации предметной (цикловой) комиссии.
  • База  данных методик обучения.
  • Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
  • Проект  личной методической веб-страницы.
  • Проект веб-страницы педагогического коллектива колледжа.
  • Проект веб-страницы колледжа.
  • База данных вопросов и задач по предмету, по главам.
  • Пакет психолого-педагогических материалов для преподавателя.
  • Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
  • Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты. анкеты, планы и т.д.)
  • Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
  • Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты преподавательского творчества является размещение материалов в Интернете. Сколько уникальных разработок, методик, статей, дидактического материала пылится в наших учебных кабинетах и не имеет выхода на широкую преподавательскую общественность. Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет преподавателю аккумулировать свои работы в некой виртуальной преподавательской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует преподаватель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет преподавателю не обеспечить, самое главное –  это желание преподавателя работать над собой и способность преподавателя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.