Осуществляя профессиональную деятельность, учитель начальных классов должен обладать комплексом универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии, постоянному обучению в течение всей жизни.

Формирование данных компетенций востребовано на сегодняшний день и проверяется на различных конкурсах педагогического мастерства.

WorldSkills International (WSI) — самый большой в мире конкурс профессионального мастерства, сопоставимый с олимпийским движением. 

Республика Башкортостан присоединилась к движению «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2015 году, а  по компетенции "Преподавание в младших классах   в 2016 году. 

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров:  «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится   демонстрационный экзамен  по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Одним из преимуществ выпускников, прошедших аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена является то, что  одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании они  получают документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия – Паспорт компетенций (Skills Passport). Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которому предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.

Нефтекамский педагогический колледж присоединился к движению «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2015 году, а  по компетенции "Преподавание в младших классах   в 2016 году. 

Со второго семестра в рамках ПП 01.01 "Пробные уроки" мы переходим на     разработку  технологической карты урока  и применение листа оценивания, разработанных в соответствии с требованиями к подготовке специалистов по стандартам Ворлдскиллс.

         За урок отметка ставится по результатам оценивания разработанной технологической карты и анализа проведенного урока.  Лист оценивания урока вначале содержит информацию о предмете, теме урока, студенте. Далее в таблице представлены критерии оценивания технологической карты и проведенного урока. Сначала следуют объективные критерии (1-27), за  которые  начисляется 1 балл.  После следуют субъективные критерии (28-34), которые оцениваются по шкале оценок от 0 до 1 балла. После таблицы пишется   анализ   урока и выставляется отметка в соответствии с критериями:

"5"  - ≥    30  баллов  

"4"  - 23-29 баллов

"3"  -  <  23 баллов

         Студент перед  каждым проводимым уроком  сдаёт методисту технологическую карту и бланк листа оценивания. После проведения урока технологическая карта и заполненный бланк листа оценивания размещаются в портфолио.

         Технологическая карта урока – это матрица, состоящая из граф, где отражаются условия, факторы, средства обучения, необходимые для проведения урока, предполагаемая деятельность учителя и деятельность обучающихся: тема, цель, задачи, оборудование, методы, формы, планируемые результаты по ФГОС и т.д.

         Технологическая карта пробного урока состоит из титульного листа и таблицы. На титульном листе содержится следующая информация:

  • наименование предмета
  • ФИО студента
  • ФИО, подпись методиста
  • дата проведения  урока
  • класс  
  • тема
  • цель
  • задачи

         Цель – прогнозируемый результат, который должен быть достигнут к концу урока.

         Важно помнить, что сформулированная цель должна быть четкой, понятной, достижимой, проверяемой, конкретной.

         Цель начинается с отглагольного существительного:

  •  создание условий для освоения  учащимися следующих фактов..., понятий...,  терминов...
  •  формирование  ...
  •  усвоение учащимися понятий (каких?)  ...
  •  расширение знаний о ... 
  •  знакомство с порядком выполнения действий ...
  • обобщение изученного материала  ...
  • систематизация изученного материала  ...
  •  на основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...

         Задача – это шаги по достижению поставленной цели.

Как достичь цели? Что  делать? Формулировка задачи начинается с глагола.

         Задачи:

1. Образовательные задачи должны быть направлены на формирование системы знаний, учебных элементов (знаниевый компонент);

2. Развивающие задачи должны быть направлены на формирование умений, навыков, опыта практической деятельности    (умениевый компонент);

3. Воспитательные задачи должны быть направлены на формирование личностных качеств, мировоззрения (личностные результаты).

Основные категории   задач

Характеристика
задач

Ключевые слова

для постановки задач

Образовательная

Формирование программных зна-ний и умений на уровне знания, понимания, применения.

Повторить,  дать определение,  познакомить, описать, объяснить,  демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить,
выполнить, систематизировать...

Развивающая

Формирование общеучебных и специальных умений; совер-шенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, моноло­гической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки.

Обеспечить развитие, способствовать формированию умений,
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналоги,
развивать глазомер,
развивать мелкую моторику рук,
развивать умение ориентироваться на местности.

Воспитательная

Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положи­тельного отношения к знаниям, к процессу учения; формиро­вание идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адек­ватного поведения в любом обществе.

Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать,
вызвать интерес, пробудить любознательность, пробудить интерес к самостоятельному решению задач,
побудить учащихся к активности,
выразить свое отношение…
 прививать, укреплять... навыки
 

                                По вертикали технологическая карта урока отражает  структуру урока:

I. Оргмомент

Включает приветствие учащихся, проверку готовности, мотивацию к учебной деятельности.

II. Актуализация знаний

Включает повторение ранее изученного материала, создание проблемной ситуации   определение темы,  целеполагание, планирование деятельности, мотивацию.

III. Формирование новых знаний

         На данном этапе необходимо обеспечить восприятие, осмысление и первичное изучение материала.

IV. Применение новых знаний

         Организация  деятельности по закреплению теоретических знаний,  формированию  практических умений и навыков, связанных с изучаемым понятием или правилом.

V.Организация домашнего задания.

         Необходимо обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

VI. Итог урока

Подведение итогов урока.

VII. Рефлексия

Организация осознания учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов собственной деятельности.

         По горизонтали технологическая карта урока отражает следующие графы:

  • Этапы урока / Образовательная задача этапа урока
  • Деятельность учителя
  • Деятельность обучающихся
  • Методы и приемы работы /Контроль и оценивание деятельности обучающихся
  • Форма организации учебной деятельности / Дидактические средства, интерактивное оборудование

 Планируемые результаты:

  • Предметные
  • Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
  • Личностные