Проектирование технологической карты современного урока в начальной школе в соответствии с требованиями стандартов Worldskills Russia
Осуществляя профессиональную деятельность, учитель начальных классов должен обладать комплексом универсальных знаний фундаментального характера; умениями, навыками и опытом самостоятельной деятельности; личной ответственностью, способностью к профессиональной саморефлексии, постоянному обучению в течение всей жизни.
Формирование данных компетенций востребовано на сегодняшний день и проверяется на различных конкурсах педагогического мастерства.
WorldSkills International (WSI) — самый большой в мире конкурс профессионального мастерства, сопоставимый с олимпийским движением.
Республика Башкортостан присоединилась к движению «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2015 году, а по компетенции "Преподавание в младших классах в 2016 году.
В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Одним из преимуществ выпускников, прошедших аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена является то, что одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании они получают документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия – Паспорт компетенций (Skills Passport). Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которому предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.
Нефтекамский педагогический колледж присоединился к движению «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2015 году, а по компетенции "Преподавание в младших классах в 2016 году.
Со второго семестра в рамках ПП 01.01 "Пробные уроки" мы переходим на разработку технологической карты урока и применение листа оценивания, разработанных в соответствии с требованиями к подготовке специалистов по стандартам Ворлдскиллс.
За урок отметка ставится по результатам оценивания разработанной технологической карты и анализа проведенного урока. Лист оценивания урока вначале содержит информацию о предмете, теме урока, студенте. Далее в таблице представлены критерии оценивания технологической карты и проведенного урока. Сначала следуют объективные критерии (1-27), за которые начисляется 1 балл. После следуют субъективные критерии (28-34), которые оцениваются по шкале оценок от 0 до 1 балла. После таблицы пишется анализ урока и выставляется отметка в соответствии с критериями:
"5" - ≥ 30 баллов
"4" - 23-29 баллов
"3" - < 23 баллов
Студент перед каждым проводимым уроком сдаёт методисту технологическую карту и бланк листа оценивания. После проведения урока технологическая карта и заполненный бланк листа оценивания размещаются в портфолио.
Технологическая карта урока – это матрица, состоящая из граф, где отражаются условия, факторы, средства обучения, необходимые для проведения урока, предполагаемая деятельность учителя и деятельность обучающихся: тема, цель, задачи, оборудование, методы, формы, планируемые результаты по ФГОС и т.д.
Технологическая карта пробного урока состоит из титульного листа и таблицы. На титульном листе содержится следующая информация:
- наименование предмета
- ФИО студента
- ФИО, подпись методиста
- дата проведения урока
- класс
- тема
- цель
- задачи
Цель – прогнозируемый результат, который должен быть достигнут к концу урока.
Важно помнить, что сформулированная цель должна быть четкой, понятной, достижимой, проверяемой, конкретной.
Цель начинается с отглагольного существительного:
- создание условий для освоения учащимися следующих фактов..., понятий..., терминов...
- формирование ...
- усвоение учащимися понятий (каких?) ...
- расширение знаний о ...
- знакомство с порядком выполнения действий ...
- обобщение изученного материала ...
- систематизация изученного материала ...
- на основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...
Задача – это шаги по достижению поставленной цели.
Как достичь цели? Что делать? Формулировка задачи начинается с глагола.
Задачи:
1. Образовательные задачи должны быть направлены на формирование системы знаний, учебных элементов (знаниевый компонент);
2. Развивающие задачи должны быть направлены на формирование умений, навыков, опыта практической деятельности (умениевый компонент);
3. Воспитательные задачи должны быть направлены на формирование личностных качеств, мировоззрения (личностные результаты).
Основные категории задач |
Характеристика |
Ключевые слова для постановки задач |
Образовательная |
Формирование программных зна-ний и умений на уровне знания, понимания, применения. |
Повторить, дать определение, познакомить, описать, объяснить, демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить, перечислить, |
Развивающая |
Формирование общеучебных и специальных умений; совер-шенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры; осуществление самоконтроля и самооценки. |
Обеспечить развитие, способствовать формированию умений, |
Воспитательная |
Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств. воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формирование идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретение опыта адекватного поведения в любом обществе. |
Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать, |
По вертикали технологическая карта урока отражает структуру урока:
I. Оргмомент
Включает приветствие учащихся, проверку готовности, мотивацию к учебной деятельности.
II. Актуализация знаний
Включает повторение ранее изученного материала, создание проблемной ситуации определение темы, целеполагание, планирование деятельности, мотивацию.
III. Формирование новых знаний
На данном этапе необходимо обеспечить восприятие, осмысление и первичное изучение материала.
IV. Применение новых знаний
Организация деятельности по закреплению теоретических знаний, формированию практических умений и навыков, связанных с изучаемым понятием или правилом.
V.Организация домашнего задания.
Необходимо обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
VI. Итог урока
Подведение итогов урока.
VII. Рефлексия
Организация осознания учащимися своей учебной деятельности, самооценки результатов собственной деятельности.
По горизонтали технологическая карта урока отражает следующие графы:
- Этапы урока / Образовательная задача этапа урока
- Деятельность учителя
- Деятельность обучающихся
- Методы и приемы работы /Контроль и оценивание деятельности обучающихся
- Форма организации учебной деятельности / Дидактические средства, интерактивное оборудование
Планируемые результаты:
- Предметные
- Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
- Личностные
- Подробности
-
Просмотров: 3437